СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Жилищно-коммунальная сфера, как важнейшая составляющая городского хозяйства. 6

1.1. Роль и значение ЖКХ в экономики города. 6

Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ принят ГД ФС РФ 22.12.2004 ред. от 17.12.2009 с изм. и доп. вступающими в силу с 01.01.2010 // Собрание законодательства РФ, 03.01.2005, N 1 часть 1 , стр. 14 9

1.2. Основные направления Федерального законодательства по улучшению положения дел в сфере ЖКХ. 12

1.3. Направления и механизмы энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве городов 37

Глава 2. Анализ УК «ЖЭУ-16», как объекта управления. 45

2.1. Краткая характеристика УК «ЖЭУ-16» и жилищного фонда. 45

2.2. Анализ социально-экономического положения УК «ЖЭУ-16». 52

2.3. Анализ жилищного фонда УК «ЖЭУ-16» для решения задач по энергосбережению. 69

Глава 3. Разработка мероприятий по внедрению энергосбережения в жилищном фонде УК «ЖЭУ-16». 77

3.1. Целевые показатели внедрения мероприятий по энергосбережению в жилищном фонде УК «ЖЭУ-16». 78

3.2. Программные мероприятия по энергосбережению в жилищном фонде УК «ЖЭУ-16». 84

3.3. Оценка эффекта от реализации предложенных рекомендаций. 88

Список использованных источников 102

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Адресной список жилищного фонда г. Твери, обслуживаемый УК «ЖЭУ-16» по состоянию на 1.05.09 108

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Распределение участков УК «ЖЭУ-16». 109

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Штатное расписание УК «ЖЭУ-16» 110

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Целевая программа энергосбережения и повышения энергоэффективности УК «ЖЭУ-16» 113

ВВЕДЕНИЕ

Среди важнейших направлений социально-экономических преобразований в стране выделяется реформирование и развитие жилищно-коммунальной сферы, создающей необходимые условия для жизнедеятельности человека. Ведущими отраслями в составе данной сферы являются жилищное строительство, жилищное хозяйство и коммунальное обслуживание, которые обеспечивают воспроизводство и содержание жилищного фонда, а также доведение жилищно-коммунальных услуг до непосредственных потребителей. В России уровень развития жилищной сферы не соответствует предъявляемым требованиям: возложенные на неё задачи выполняются далеко не в полной мере, что в значительной степени влияет на снижении качества жизни населения. В связи с этим жилищно-коммунальная проблема остается одной из самых острых социальных проблем в стране.

Жилищно-коммунальная сфера испытывает значительные трудности, связанные с острым дефицитом финансов, слабой материально-технической базой, недостаточной квалификацией кадров, отсутствием продуманной жилищно-коммунальной политики и недостаточной проработанностью нормативно-правовых аспектов деятельности организаций в части их взаимоотношений с органами власти и потребителями.

Отсутствие необходимого экономико-правового обеспечения препятствует развитию жилищного строительства, что крайне затрудняет решение жилищной проблемы.

Первостепенное значение имеет проведение жилищно-коммунальной реформы в городах, так как в них проживает большая часть населения страны и находятся основные мощности строительных и жилищных организаций. Именно здесь наиболее ярко проявились уже упомянутые негативные черты жилищной сферы: ведомственный монополизм недостаточная квалификация кадров техническая и технологическая отсталость и как результат неудовлетворительный уровень работы игнорирование интересов населения и низкое качество выполняемых работ и предоставляемых услуг потребителям. В первую очередь это касается ЖКХ, которое непосредственно связано с населением и является по сути ведущим в технологической цепочке жилищно-коммунального обслуживания населения. Поэтому первоочередный этап реформы направлен на повышение эффективности реструктуризацию жилищно-коммунальной системы.

Обострение жилищно-коммунальной проблемы и неудовлетворительное положение дел определяют необходимость коренного реформирования и глубоких преобразований системы. Достижение этих целей требует тщательной проработки основных направлений и мероприятий реформы, обоснование экономико-организационного и нормативно-правового механизмов ее практической реализации.

В настоящее время деятельность коммунального комплекса характеризуется неравномерным развитием систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований, низким качеством предоставления коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов и загрязнением окружающей среды.

Причинами возникновения этих проблем являются: высокий уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры и их технологическая отсталость, низкая эффективность существующей системы управления в коммунальном секторе, непрозрачные методы ценообразования на товары и услуги организаций коммунального комплекса, преобладание административных методов хозяйствования.

Высокий уровень износа и технологическая отсталость объектов коммунальной инфраструктуры связаны с проводимой в предыдущие годы тарифной политикой, которая не обеспечивала реальных финансовых потребностей организаций коммунального комплекса в модернизации основных фондов, не формировала стимулов к сокращению затрат. При этом стоимость жилищно коммунальных услуг для населения в последние годы значительно возросла. Действующий в большинстве случаев затратный метод формирования тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения с использованием нормативной рентабельности не стимулирует организации коммунального комплекса к снижению собственных издержек.

Одной из причин высокой степени износа основных фондов коммунальной инфраструктуры является недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для организаций коммунального комплекса. Как следствие, у этих организаций нет возможности осуществить проекты по реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры без значительного повышения тарифов

Объектом исследования данной дипломной работы является разработка мероприятий по внедрению энергосбережения в жилищном фонде управляющей компании УК «ЖЭУ-16» г. Твери Задачами дипломной работы являются следующие:

роль и значение ЖКХ в экономики города

раскрыть направления Федерального законодательства по улучшению положения дел в сфере ЖКХ. Рассмотреть федеральные программы по программе комплексного развития ЖКХ, законы об энергосбережении, теплоснабжении, водоснабжении

выявить направления и механизмы энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве городов

проведение анализа деятельности УК «ЖЭУ-16» и жилищного фонда

проведение анализа жилищного фонда для решения задач по энергосбережению

рассмотрение программных мероприятий по энергосбережению в жилищном фонде и оценка эффекта от реализации данных мероприятий.

Глава 1. Жилищно-коммунальная сфера, как важнейшая составляющая городского хозяйства.

1.1. Роль и значение ЖКХ в экономики города.

Жилищно-коммунальное хозяйство в дальнейшем ЖКХ представляет собой отрасль сферы услуг и важнейшую часть территориальной инфраструктуры, определяющую условия жизнедеятельности человека, прежде всего комфортности жилища, его инженерное благоустройство, качество и надежность услуг транспорта, связи, бытовых и других услуг, от которых зависит состояние здоровья, качество жизни и социальный климат в населенных пунктах.

Отрасли городского хозяйства и жилищно-коммунальных услуг тесно связаны с региональной экономикой. «Городское хозяйство» рассматривается как комплекс служб, предприятий, инженерных сооружений и сетей, необходимых для удовлетворения повседневных бытовых, социально-культурных, коммунальных потребностей населения. В городское хозяйство входят предприятия, выполняющие как производственные, так и непроизводственные функции, включая транспорт, обслуживающий население города территории , бытовое обслуживание, связь, торговлю, общественное питание и некоторые другие отрасли.

К числу особенностей ЖКХ как отрасли народного хозяйства, на наш взгляд, можно отнести:

сочетание производственных и непроизводственных функций, связанных с изготовлением материальных продуктов и оказанием услуг

особую социальную значимость, усиливающую необходимость государственного регулирования и контроля со стороны потребителей

сочетание коммерческих ориентированных на достижение прибыли и некоммерческих организаций

отрасль представлена как естественными монополиями транспортировка энергии и жидкостей , так и отраслями, в которых возможна и необходима конкуренция производство товаров и услуг

многообразие организационно-правового статуса предпринимательства с образованием и без образования юридического лица и форм собственности

сочетание крупного производство энергии, водоканал, трубопроводные сети и т.д. и малого бизнеса

рассредоточение центров оказания услуг соответственно системе расселения, что обуславливает особую роль местных органов самоуправления

особая значимость экологического и санитарно-эпидемиологического контроля

необходимость гарантированного обеспечения минимума услуг независимо от платежеспособности населения

многообразие потребителей граждане, их ассоциации, предприятия, бюджетные организации .

Повышение требований к ЖКХ, его развитие и совершенствование выступает как важный фактор повышения уровня жизни людей, улучшения их жилищных условий и развития культуры населения.

ЖКХ включает жилищное хозяйство и коммунальные предприятия. Они включают:

санитарно-технические службы водопровод, канализация, предприятия по санитарной очистке

внутригородской пассажирский транспорт общего пользования трамвай, троллейбус, автобус, метрополитен

коммунальную энергетику тепловые, электрические, газовые сети, коммунальные котельные, электростанции и газовые заводы, не входящие в общие электрические системы

коммунальное обслуживание бани, прачечные, парикмахерские, гостиницы

внешнее городское благоустройство дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, уличное освещение

подсобные предприятия ЖКХ ремонтные заводы, мастерские .

В состав городского хозяйства входят также городские муниципальные и районные местные органы управления, финансово-кредитные учреждения, органы по поддержке и охране общественного порядка, учреждения науки и научного обслуживания внутригородского значения. Городское хозяйство при этом представляет не простой набор перечисленных сфер, а интегрированную «сосудистую систему», связывающую воедино все элементы обслуживания города территории .

К числу специфических особенностей ЖКХ следует отнести также его многоотраслевой характер преимущественно местный характер обслуживания тесную связь с промышленностью взаимосвязь отраслей и предприятий, обслуживающую особенности процессов воспроизводства.

Ведущей отраслью городского хозяйства, наиболее сложной и разветвленной является ЖКХ. Подотрасли ЖКХ, удовлетворяя соответствующие потребности населения, обеспечивают необходимые условия для нормальной жизнедеятельности человека и функционирования как социальной, так и производственной структуры региона.

ЖКХ формирует соответствующее качество жизни населения, культуру быта и образ жизни, во многом определяет социально-экономический потенциал территорий, их инвестиционную привлекательность.

Несмотря на многоотраслевую структуру ЖКХ представляет собой целостную систему, которая обеспечивает нормальную жизнедеятельность человека, функционирование социальной и производственной инфраструктуры территории.

Жилищно-коммунальное хозяйство это сложный многоотраслевой производственно-технический комплекс, в который входят предприятия, обеспечивающие содержание жилищного фонда, жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство, водоснабжение и водоотведение, коммунальная энергетика, внешнее городское благоустройство.

Жилищная сфера одна из важнейших составных частей экономики России. Это область народного хозяйства включает в себя строительство и реконструкцию жилищ, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт.

Жилищный фонд совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, дом-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие , квартиры, служебные жилые помещения и иные жилые помещения, пригороды для жилья.

Различаются виды жилищного фонда: государственный, муниципальный, общественный и частный:

1 частный жилищный фонд совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц

2 государственный жилищный фонд совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации жилищный фонд Российской Федерации , и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации жилищный фонд субъектов Российской Федерации

3 муниципальный жилищный фонд совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. 1

К функциям обслуживающих и эксплуатирующих жилищный фонд ЖФ организаций относятся: содержание общедомового имущества, внутридомовых инженерных коммуникаций, заключение договоров с поставщиками коммунальных услуг и др. Муниципалитет как одна из организационных структур органов управления, в свою очередь, обязан обеспечивать население минимумом благ, в том числе и коммунальными услугами. Таким образом, не имеет смысла разделение вопросов жилищного и коммунального обслуживания населения, за исключением вопросов, касающихся непосредственной организации управления предприятиями коммунальной сферы.

Характерной чертой для жилищно-коммунальной сферы является то, что многие вопросы решаются местными органами власти. К вопросам местного значения относятся:

содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений

регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований

создание условий для жилищного и социально-культурного строительства

организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения канализации

организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом

благоустройство и озеленение территории муниципального образования

организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения и другие вопросы.

В связи с необходимостью развития конкуренции, демонополизации сферы и повышения эффективности взаимодействия между субъектами ЖКХ назрела необходимость пересмотра структуры управления жилищным хозяйством. Разработана структура взаимодействия уровней управления жилищным хозяйством, включающая систему информационных связей на региональном и муниципальном уровнях.

Каждый уровень имеет конкретную организационную структуру, содержательную и функциональную сторону управления. Именно это положение является элементом новизны структуры, так как включает выделение первичного уровня управления в виде собрания собственников жилья и введение в структуру управления регионального уровня как обязательного элемента, в отрыве от которого невозможно рассматривать управление ЖКХ.

Разработанная структура уровней управления позволяет организационно разделить функции каждого из них и определить систему информационных связей в системе ЖКХ региона.

Первичным уровнем управления жилищным фондом является общее собрание собственников жилья, которое выбирает способ управления домом, условия содержания общего имущества и принимает окончательные решения. Правильную организацию информационного обеспечения проведения собраний, мотивацию участников, составление типовых повесток собраний и последующую защиту прав собственников целесообразно осуществлять под контролем муниципалитета. Своевременная и активная работа исполнительной власти в вопросах стимулирования активности населения, методической помощи необходимый элемент успешного реформирования отрасли.

Второй уровень управления отображает различные формы управления жилищным фондом и их особенности, определенные в ЖК РФ. На практике в настоящее время различают две основные формы: управляющая компания УК и товарищество собственников жилья ТСЖ . УК организация, профессионально занимающаяся управлением жилищным фондом, плюсы работы которой заключаются в профессиональном подходе к управлению, возможности аккумулировать денежные средства нескольких домов для проведения капитального ремонта, в наличии производственной базы. ТСЖ объединение домовладельцев для совместного управления и, в установленных законом рамках, распоряжения недвижимым имуществом, наиболее демократичный способ управления, когда собственники самостоятельно управляют своей и общедолевой собственностью. Характерной особенностью в управлении ЖКХ является возможность непосредственного управления жильцами своим имуществом, без организации, занимающейся профессиональным управлением. Однако сложности, возникающие при таком способе участия населения в управлении, перевешивают его плюсы, и мы не рекомендуем его повсеместное использование.

Каждая форма управления ЖФ имеет ряд особенностей, оказывающих влияние на эффективность этого управления в тех или иных условиях.

Третьим уровнем управления являются органы местного самоуправления, представленные разными типами муниципальных образований, главная задача которых не оказание услуг по управлению жилищным фондом, а создание условий, позволяющих населению получать услуги в достаточном объеме и качестве. Основой преобразований в жилищной сфере является реорганизация системы управления отраслью, построенная на принципе сокращения степени участия органов местного самоуправления в управлении жилищным фондом и активном привлечении граждан к управлению собственностью в жилищной сфере.

Четвертый уровень управления включает региональные органы власти и ориентирован на поддержку развития муниципального самоуправления в системе жилищно-коммунального хозяйства, а также независимый контроль эффективности работы муниципалитетов.