Правила пожарной безопасности при эксплуатации предприятий химической промышленности распространяются на все действующие предприятия, организации, лаборатории, опытные и исследовательские установки Министерства химической промышленности.

За квартиру раз в месяц платят все: и богатые, и бедные, и владельцы элитной недвижимости, и жильцы типовой однушки. Платят они по-разному и за разный набор услуг: закон обещает им план минимум 24,63 руб. с метра в элитном жилье это печка, от которой пляшут управляющие. 

Много ли в сегменте бизнес- и элитной недвижимости сейчас управляющих компаний, ваших конкурентов?

В сегменте дорогого жилья конкурентного рынка как такового сегодня нет, то есть нет рынка со сложившейся стоимостью и ясным набором услуг. Но я уверен, в скором времени он появится. Бизнес этот не высокорентабельный, 5 7%, но нельзя сказать, что неинтересный. В коммерческой недвижимости было точно так же, но там рынок сложился еще лет пять назад, сегодня это высококонкурентный рынок, и застройщики на нем, как правило, не имеют эксплуатирующих организаций, только какие-то узкоспециализированные компании.

Почему же в жилой недвижимости сложилась практика передавать дома управляющей компании застройщика? И много ли сейчас таких компаний?

Поскольку у нас кризис девелоперы пережили по-разному, количество таких управляющих структур на сегодняшний день я бы оценил в пять-шесть, и то это больше эконом-класс например, ПИК, Ведис . Причина же сложившейся практики проста. Законом четко регламентировано, когда в доме должна появиться эксплуатирующая организация, это очень короткий срок после ввода в эксплуатацию, и собственников, которые могли бы выбрать управляющую компанию, в этот момент еще нет. У застройщика оставалось всего два варианта передать дом дочерней структуре либо проводить открытый тендер по выбору УК. На практике происходило и то и другое, но исторически большинство девелоперов создавали свои компании, поскольку процесс передачи в эксплуатацию очень сложный технически, легче сразу работать со структурой, которая уже знает дом от и до. А затем, когда жители получали права собственности, заселялись, они могли сделать собственный выбор, уже понимая, какие услуги в каком объеме им нужны.

Как вы оцениваете новые правила, согласно которым управы обязаны проводить конкурсы по выбору управляющих компаний для всех вводимых в эксплуатацию домов?

Для того сегмента, в котором мы работаем, это несколько странная процедура. У нас каждый дом уникален: архитектура, материалы, сложнейшая инженерия, индивидуальные ЦТП, системы безопасности. Мы оказываем полный комплекс услуг, от круглосуточной охраны, уборки, службы технического сервиса до таких мелочей, как приятная музыка в холлах, елки на Новый год и так далее. А на конкурсе во главу угла ставят муниципальный тариф, это 24,63 руб. с метра, за которые предусмотрен минимум услуг, где нет ни охраны, ни консьержа, ни инженерной службы, ни диспетчерской. Допустим, выигрывает такой конкурс компания, которая раньше обслуживала только типовые панельные дома, и как она будет с этим хозяйством разбираться, что сможет предложить жителям? Боюсь, в такой ситуации неизбежен хаос.

Хорошо, дом сдан, прошло два-три года, жильцы заселились и создали ТСЖ. Как вы с ними уживаетесь?

Мы сегодня обслуживаем два с лишним миллиона квадратных метров жилья и только в двух домах есть ТСЖ. Объясняется это очень просто. Во-первых, после поправок, внесенных в Жилищный кодекс в 2011 году, создание ТСЖ сильно усложнено: ужесточены требования к регистрации, органам государственного и местного надзора вменены в обязанность проверки законности их создания. Во-вторых, особенность ТСЖ в том, что это единственная форма активности жителей, которая предусматривает их прямую ответственность, в том числе за инженерные коммуникации. Это совершенно бессмысленная и очень тяжелая в управлении история. Не только в силу сложностей взаимоотношений с поставщиками коммунальных услуг, но и потому, что с этого момента все жильцы несут колоссальную финансовую ответственность при наличии любой дебиторской задолженности.

И как быть?

Есть такое образование, как советы домов. Согласно тем же поправкам к Жилищному кодексу, они имеют равные с ТСЖ полномочия. У нас они существуют в каждом доме.

Как вы с ними взаимодействуете?

Мы находимся в постоянном контакте, регулярно встречаемся в каждом отдельном доме раз в два-три месяца. Там, где большая активность, можем подряд и три-четыре раза в неделю встречаться. Почему мы поддерживаем советы? Логика очень простая. Возьмем любой большой комплекс, например Алые паруса , там тысяча квартир. Собрать вместе половину собственников а закон требует минимум 51% физически невозможно, а законодательство заставляет нас собирать их по любому вопросу: новая вывеска на фасаде, характер парковки и так далее.

Правильно я понял, что советы домов у вас реально выборные?

Да. Создать его как-то по-другому не имеет смысла, потому что это череда судебных вопросов и оспариваний полномочий совета дома. Поймите, мы обслуживающая компания, и каждая наша услуга это заказ жителей. Если у тебя нет контрагента, с которым ты постоянно на связи, этот заказ никто не сформулирует.

Тем более что в любом доме у жильцов могут быть разные мнения по разным вопросам. Вы даже себе представить не можете, какие войны разворачиваются между собачниками и не собачниками. Одни говорят: Я имею право, пусть мне управляющая компания сделает место для выгула собак, обеспечит пакетами и обслуживанием и мы все это действительно делаем . Другие говорят: Извините, у вас такая собака, а тут дети играют в футбол. Вот, кстати, еще пример: огромное футбольное поле в Алых парусах . Есть идея разделить его на три части каток, мини-футбол и спортивная площадка, есть сторонники классического футбола. Кто, кроме жителей, решит, как его использовать?

Пусть жильцы формулируют свои требования и выносят их на совет. А наша задача предложить решения и доказать совету, что наши услуги рыночные и конкурентные.

Что еще немаловажно, совет дома это своеобразная трибуна, правильное место для того, чтобы высказать свое недовольство. Наш опыт говорит, что в любом доме всегда будут всем недовольные жильцы: их не более 5%, но зато они самые заметные и активные. И это нормально, с ними тоже надо работать, встречаться. Большинство же, 70%, достаточно инертны, они устают на работе и дома хотят отдыхать, а не принимать какие-то решения. Я сам такой же: с работы возвращаюсь после 23 часов, и, если мне кто-то скажет, что надо поучаствовать в жизни своего дома, у меня реально не будет на это физических сил. Наша задача стараться максимально вовлекать таких жителей в принятие решений.